Не так давно представители Минпромторга России предложили ввести экологический транспортный налог. Для осуществления такого проекта необходимо в среднем 5 лет. Что касается поточного года, то Минпромторг запланировал продлить программу льготной утилизации для легковых автомобилей. Это заявление прозвучало из уст директора департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения, Алексея Рахманова.
Действие указанной программы будет ограничено территориально и по кругу лиц, например, в первую очередь она будет предоставляться для инвалидов. Решение о продлении программы, как поведал Рахманов, было принято в результате просьб граждан, ведь программа, согласно плану, была закрыта с 2012 года. Следует напомнить, что по ее условиям каждый, кто сдал в утилизацию старый автомобиль, получает сертификат на сумму в 50 тысяч рублей, которые можно потратить на приобретение новой машины.
Для реализации программы практически нет препятствий, по крайней мере, технических, но вопрос финансирования остается открытым, ведь по условиям программы необходимо привлечение значительных материальных средств для ее продления.
Пока нет четкой информации о том, сколько машин будет представлено на утилизацию, потому невозможно решить вопроса с финансированием. Но, несмотря на временные проволочки, сам Рахманов высоко оценил завершенную программу, ведь она показала отличные результаты. За период ее действия, в общем, в утиль была сдана 601 тысяча старых авто, взамен которых были проданы 599 945 машин. Исходя из соотношения итоговых цифр, программа себя оправдала на 99,9%. В подсчете окончательной суммы проданных авто не были учтены граждане, которые сделали покупку в последние дни декабря 2011 года, а также лица, не дожившие до покупки и призванные в армию. Но все равно автомобили по сертификатам, чьи владельцы умерли (которых около 1400) будут проданы, и правом приобретения с использованием сертификатов будут наделены наследники умерших.
Данные Минпромторга гласят о том, что в своем большинстве участники на полученные деньги покупали подержанные машины марки АвтоВаз. Но Рахманов подчеркнул, что с 2012 года старые модели будут заменены более новыми и востребованными.
Развитие производства автомобилей и обновление парка автомобилей российских граждан стали приоритетными задачами для авторынка в поточном году. Охарактеризовать работу отечественного автопрома можно, основываясь на цифрах, озвученных Рахмановым. Так, за последние три года автозаводы на территории России, в том числе принадлежащие иностранным компаниям, выпустили 2 миллиона автомобилей, а до 2020 года этот показатель планируется увеличить до 3,3 миллионов, что в пересчете означает 370 авто на тысячу жителей. Достижение такого показателя вполне реально, но действительная цель программы – привести это количество к западноевропейским показателям – 700 авто на тысячу человек.
Рахманов также упомянул о нецелесообразности изменения транспортного налога через включение в его тело экологического налога, ведь это может иметь двоякий результат. Но введение экологического налога в первую очередь защитит российский внутренний рынок от некачественных машин азиатского происхождения. Сам процесс введения налога такого вида очень длительный и сложный, для реализации идеи понадобится не только время – в среднем, 5 лет, но и дополнительное финансирование. Концепция, созданная Минпромторгом, уже была одобрена министерством природных ресурсов но ее еще продолжают обсуждать в финансовом ведомстве, а также в министерстве экономического развития. Скорее всего, вопрос не будет закрыт до тех пор, пока не будет точно определена судьба предложения создать утилизационный фонд для автомобилей за счет штрафных поступлений за нарушения норм экологического законодательства. Впрочем, благоприятный исход вопроса маловероятен, ведь Бюджетный кодекс запрещает организовать фонды такого пошиба.
Многие находятся в предвкушении снижения цен на авто после вступления России в ВТО, но Рахманинов не советует ожидать слишком многого, ведь ввозная пошлина будет сокращена на 5%, что не оставит заметный отпечаток на снижении стоимости. На сегодняшний момент в России можно купить иномарку в среднем за 23,5 тысяч долларов, но на рынке очень сильны темпы развития конкуренции, потому определенной регулировки ценовой политики можно ожидать разве от дальнейшего развития подобных тенденций.